Страницы

пятница, 18 ноября 2011 г.

А учит кто?

Данная статья имеет спорный характер и будет не совсем приятна многим читателям, но она отражает мое мнение к современному образованию.
Есть такая поговорка:
"Кто умеет - тот делает, кто не умеет делать - тот учит, кто не умеет учить - тот командует, кто не умеет командовать - тот орет".
На самом деле тот кто нашел себя в профессии и получает от нее доход, зачем ему еще учиться преподавать? Зачем напрягаться - он уже получает достаточный доход. А кто же у нас преподает?
Преподает та личность, которая многое знает и понимает, но делать не может (так чтобы этим зарабатывать). Раз практических компетентностей не достаточно, то знания в большинстве своем - теоретические. И знания эти черпаются из отчетов чужого опыта (книги, учебники, хорошо если еще и статьи).
Плохо это или хорошо? Не хорошо и на самом деле не так уж и плохо. Идеально если практикующий специалист, подкрепив свои навыки теоретическим материалом, идет "нести мудрость в массы". Но зачем ему это и умеет ли он?
Такие примеры я встречал. Умельцев мало, но они есть. А вот зачем им это - на это у меня есть два ответа:

  1. Проговаривая материал и ведя диалог со слушателями неплохо актуализируешь свои знания. Тут есть преподавательская поговорка: "Хочешь в чем то разобраться - расскажи это".
  2. Вспомним про первоцель образования - кузница специалистов. А где они самые лучшие образцы этого рынка. Где их проще всего найти и привлечь к себе? Конечно же нужно искать их среди выпускников. Они уже "почти готовы" к работе, но еще не работают.
Поэтому, на мой взгляд, на старших курсах надо привлекать к преподаванию представителей Заказчика, т.е. сотрудников с предприятий, которые имеют вакансии по выпускающей специальности. Это так же позволит избежать ситуации "забудьте все чему вас учили в вузе, на работе все не так". Выпускные курсы должны быть посвящены развитию практических компетентностей.
Многие скажут - так ведь это так и предполагается. Да - это так предполагается, но не происходит в государственном образовании.
Даже проверка выпускных квалификационных работ происходит так как я описал в предыдущей статье.
К преподаванию надо привлекать практикующих специалистов. Да, конечно, большинство из них не способно вести учебные занятия. На этот случай у меня есть запасное предложение, необходимо практикующих специалистов приглашать в качестве второго педагога - в помощь теоретику. Был бы неплохой тандемчик на мой взгляд. При этом тандемчик не должен заезживаться: практиков надо менять, а теоретик - пускай остается.
Но, как реализовать процедуру достойной оплаты двух педагогов, которые будут давать действительно нужные знания, если даже одному теоретику платят копейки - вопрос пока остается риторическим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий