Страницы

среда, 16 ноября 2011 г.

Разделяй и улучшай

Трудно спорить с тем, что современное государственное образование занимается имитированием образовательной деятельности. В государственной России на данный момент не требуется качественное выполнение работ. Так же как в медицине нужны отчеты об освоении денежных средств, а не улучшение здравоохранения, в образовании нужна фабрика дипломов государственного образца, а не кузница кадров для российских предприятий.
Можно долго ругать и плевать в сторону действующей системы, толку от этого мало. Я считаю, что надо улучшать положение на том уровне, где ты можешь вносить изменения.
Давайте подумаем.

Есть слабое звено в государственном образовании, которое на мой взгляд рушит его качество. У нас кто учит, тот и проверяет знания учащихся. К чему это приводит? Учителю или преподавателю (так не люблю и не понимаю это разделение терминов) не выгодно тратить силы и вести занятия качественно. Зачем изучать самому и рассказывать учащимся дополнительный материал, если можно поболтать о жизни, рассказать анекдот, отпустить обучающихся пораньше? Ведь на проверке знаний в том числе и аттестационной преподаватель сам будет оценивать знания учащихся по собственным требованиям. Гораздо выгоднее набрать дополнительную нагрузку новыми предметами, немного разобраться (почитать учебники и Интернет), и вперед дальше рассказывать анекдоты.
Можно ли судить преподавателя за выбор выгодной для себя стратегии? В тех условиях выживания, когда ставка квалифицированного преподавателя равна ставке сторожа в гаражном кооперативе - мне кажется ответ очевиден.
Необходимо изменить условия работы преподавателя.
Во первых, нужно изменять систему оплаты труда:

  • или оплачивать подготовку к ведению занятий (чтобы провести качественно час занятий нужно минимум 2 часа подготовки) или повышать оплату аудиторного часа;
  • продумать оплату современных видов занятий (дистанционные, парные занятия)
Во вторых, нужно разделить процесс обучения и контроля знаний. На мой взгляд, хорошей идеей в данном направлении было введение единого государственного экзамена. Однако реализация пострадала по разным причинам. Это тема отдельного разговора.
Давайте подумаем над вторым пунктом. Я думаю, у читателя в данном пункте возникнет вопрос "а судьи кто?". Действительно, коррумпированным чиновникам данная идея покажется золотой. Тут можно очень хорошо разжиться - даже видимость обучения создавать не надо - "киоск по продаже дипломов".
Здравомыслие нас должно заставить вспомнить первоцель образования - наполнение рынка труда квалифицированными специалистами (в том числе и по восстановлению данных с винчестеров). Значит контролировать результат обучения должен заказчик - работодатель. А лучшей его оценкой будет прием на работу.
Вспомним требование Министерства образования и науки РФ о том, что в ГАК должны быть представители с предприятий. Да оно есть и конечно же выполняется. Но выполняется оно формально - забыв первоцель. Приглашаются друзья, знакомые заведующих кафедр, деканов, профессоров попить коньяк и получить энную сумму за "работу в ГАК". Конечно, же они аттестуют всех выпускников почти независимо от качества выпускных дипломных работ.
Разговора о приеме на работу нет. Так ли все было задумано первоначально?
Думаю надо улучшать систему качества оценки знаний и конечно же систему оплаты труда.
Я не могу влиять на государственную образовательную систему, но могу создать свою систему образования без дипломов, а с приемом на работу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий